Сочинение по литературе 2017 года является основным обязательным для сдачи экзаменом, который на сегодняшний день является своего рода допуском к ЕГЭ и ГИА. В том случае, если учащийся получает «незачёт», то он будет не допущен к экзамену. Как правило, первый этап итогового сочинения проводится в первую среду декабря, в 2017 году такая сдача намечена и планируется на 7 декабря.
Этот экзамен проводится для того чтобы проверить уровень речевой культуры выпускников, широту их кругозора, умение мыслить и отстаивать свою точку зрения. Для учебных заведений данное испытание- это возможность адекватно оценить, насколько выпускники освоили школьную программу. Школьникам итоговое сочинение дает возможность получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ.
Что следует знать, прежде всего, чтобы правильно оценить степень и важность этого этапа?
- Во-первых, экзамен длиться в течение 3 часов и 55 минут.
- Во-вторых, оценивается только по системе «зачёт – не зачёт», никаких оценок здесь категорически быть не может.
- В-третьих, минимальный объём слов. Согласно прописанным в законе требованиям, минимальный порог используемых лексических единиц должен составлять 250 слов. Хотя, рекомендовано не менее 350.
- В-четвёртых, полное соответствие установленных законам требованиям и критериям.
- В-пятых, пересдача. В том случае, если учащийся получает «не зачёт», то у него в запасе имеется ещё одна дополнительная возможность на пересдачу, но уже чуть позднее.
Итоговое сочинение должно соответствовать установленным требованиям и критериям. Какие они?
1.Соответствие выбранной тематике.
2. Аргументирование с опорой на литературный материал. А для этого необходимо хорошо владеть и знать хотя бы основную школьную программу. Причём этого будет, вполне достаточно для того, чтобы умело и правильно приводить доводы и аргументы.
3. Высокое качество речи.
4. Логика в рассуждении, связанный и красивый текст.
5. Грамотная речь. Стоит отметить, что это касается как орфографической направленности, так и пунктуационной стороны.
Основными критериями считаются критерии 1,2. Если сочинение не будет соответствовать хотя бы одному из них, то по нему будет выставлен «незачет». «Зачет» обеспечит работа, отвечающая двум главным критериям (№1и №2) и как минимум одному из остальных.
Именно эти основные моменты должен знать и помнить каждый из выпускников, который хочет получить допуск к ЕГЭ.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Во время экзамена сдающему разрешено иметь при себе следующие предметы: документ, удостоверяющий личность; ручка с чёрными чернилами; орфографический словарь, который выдают преподаватели перед началом сдачи; еда, питьё, а также необходимые лекарства, на которые есть разрешение врача. В процессе работы над итоговым сочинением запрещается использовать средства связи (сотовые телефоны, планшеты и т. д.), художественную литературу, словари и т. д. Также запрещено пользоваться шпаргалками и разглашать тему сочинения за пределами аудитории до официальной сдачи работы. Если учащийся нарушает эти правила, то ему автоматически ставится незачёт |